Петербургский камерный хор «Lege Artis» постоянно исполняет и записывает шедевры церковной музыки средних веков и эпохи раннего барокко. Новое обращение к древнерусской музыке является не только попыткой воспроизвести утраченную красоту древнерусских распевов, но и творческим переосмыслением духовного и эмоционального строя давно минувших времен.

Слушая запись, мы погружаемся в музыкальную атмосферу, окружавшую человека конца XVII — начала XVIII веков на пороге Нового времени. Музыка той эпохи, впитавшая в себя многие культурные течения, является мостом между средневековьем и эпохой барокко.

Вашему вниманию предлагается богатая палитра монодических распевов: знаменный распев; путевой, демественный и средний распевы — плоды древнерусской музыки периода её расцвета; принесённые из южно-русских земель и особенно полюбившиеся в России греческий и болгарский распевы.

Во всём многообразии показаны многоголосные песнопения: от исконно русского строчного и демественного до гармонического знаменного, от ранних партесных обработок старинных распевов до созданных под воздействием западноевропейского хорового письма шедевров русского барокко, партесных концертов. Представленные на диске песнопения избраны из рукописей, созданных в период от середины XVII до середины XIX века.

Из истории древнерусских распевов

Предание о принятии Христианства на Руси, изложенное в «Повести временных лет», гласит, что главной причиной выбора христианской веры византийского образца была неслыханная красота богослужения. Услышанное послами князя Владимира в Константинополе церковное пение поразило их воображение дивной красотой. Византийская эстетика, наследующая платоновское учение о тождестве красоты, истины и божества, оказалась очень близкой сердцу древнего славянина и существенно повлияла на формирование новой профессиональной культуры пения на Руси.

Знаменный распев, величайшее творение средневековой культуры, был основным в репертуаре певцов на протяжении всей истории церковного пения Древней Руси. Во второй половине XV века появляются новые стили пения — путевой и демественный распевы. Путевой распев по своей распространенности соперничал со знаменным и наравне с ним был общегосударственным. Демественный распев — один из самых красивых мелизматических распевов в древнерусском певческом наследии.

Во второй половине XVII века певческая культура России пополнилась привезенными украинскими певцами болгарским и греческим распевами. Большим любителем греческого пения был император Петр Великий. В то же время в русских землях под влиянием переводных польских «книжных песен» появляются псальмы (от польского psalm). Псальмы, или духовные песни, писались на тексты религиозного содержания и исполнялись в домашней обстановке — в часы досуга, вместо мирской песни.

Другая могучая ветвь древнерусского певческого искусства — профессиональное многоголосие. Для современного слушателя звучание ранних русских многоголосных песнопений непривычно. В основу их строчных композиций положен протяжный путевой распев, который «оплетают» подгилоски. В демественном многоголосии добавлялась яркая, ритмически активная партия «демества». Русский царь Алексей Михайлович, отец Петра Великого, в детстве обучался строчному пению и составил замечательную нотную библиотеку. Но уже во времена царствования Алексея Михайловича со строчным пением начинает соперничать многоголосие, основанное на гармо-нических и ладовых принципах западноевропейской музыки — партесное пение (от латинского partes - хоровая партия), появление которого связано с именем патриарха Никона. Уже в последней четверти XVII века партес начинает торжественное шествие по русским землям. Под его влиянием создается знаменное многоголосие, соединившее новое и старое: гармонию и линеарность мелодического мышления.

Апогей расцвета партесного концерта — первая половина XVIII века, — воплотился в праздничных многохорных концертах. Под влиянием польских мастеров, своеобразно претноривших традиции венецианской школы хорового письма, в России сложился особый концертный стиль. Наиболее распространены в русском хоровом концерте двенадцатиголос-ные композиции, но в царствование Екатерины Великой количество партий доходит порой и до 48.

Русские партесные концерты писались без участия инструментальных ансамблей, поэтому композиторы стремились разнообразить звучание хора. Искусство «аффектов» оправдывало яркие контрасты. В концертах красочно сопоставляются хоровые массивы tutti и небольшие ансамбли, звучание в разных регистрах, используются приёмы подражания звучанию инструментов. Стремление к декоративности и орнаментальности мелодики, калейдоско-пичному сопоставлению яркого музыкального материала создаёт удивительное праздничное настроение.

Партесные концерты отразили всю свежесть, светскость и энергию молодого искусства русского барокко, пришедшего на смену древнему, освященному веками «ангелоподобному» пению.

Екатерина Архимандритова